Внешний человек

Внешний человек
«Человеком внешним» в традиции Спаса называют плоть человеческую. Глядя на то, как она  ветшает и изнашивается в течение жизни, подобно одеждам телесным, плоть, ...

Внутренний человек

Внутренний человек
ТРИГЛАВ ДУШИ И ОБРЕТЕНИЕ СИЛ Человек «нутренний» как прямое отражение Мира, есть совокупность и нераздельное единство трёх уровней и четырёх начал. Суть наша, - г...

МЫШЛЕНИЕ: ЛОГИЧЕСКОЕ ИЛИ МИФОЛОГИЧЕСКОЕ?

«… Мифологическое же видение мира, в свою очередь, определяется мифологическим и магическим мышлением. Что они собой представляют и чем отличаются от логического мышления?

Вопрос слишком объемный, но не упомянуть здесь о магическом мышлении невозможно, ибо оно и является той средой, которая позволяла Спасу быть действенным. А для этого обратимся в начале к представлениям современной психологии, которая различает дологическое и логическое мышление (дадим ей высказаться её же языком).
мышление - логическое или мифологическое
Дологический уровень мышления в психологии называется также архаическим, или древнейшим, и, в свою очередь, он подразделяется на три части:

1. Мистическое мышление.
2. Магическое мышление.
3. Мифологическое мышление.

Мистическое и магическое мышление характеризуются тремя главными отличительными чертами:

1. Постоянным поиском и определением в окружающей среде (причем на трех уровнях – материальном, социальном и информационном) Высшей Силы – Бога, и нахождением своего места в рамках этой Силы.

2. Осознанием базового равновесия между человеком и средой, а также осознанием стремления самой среды восстанавливать возникающие нарушения этого равновесия (что активно используется магическим мышлением).

3. Отсутствием привычных для логического мышления причинно-следственных связей (что отличает логическое мышление от архаического).

Мифологическое мышление получает свое развитие, когда человек овладевает речью и так называемой «Я»-концепцией (в возрасте 2,5 – 3 лет). В мифологическом мышлении человек связывает воедино мистическое и магическое мышление с действительным опытом жизни в единую, непротиворечивую схему, в которой его «Я» занимает определенное положение относительно Высшей Силы и определяет путь развития своего «Я» по определенному архетипу.

Мифологическое мышление обладает всеми чертами мистического и магического, но развивается только по ходу обобществления человека в определенной культурной среде.

Современная психология считает, что логическое мышление появляется при развитии определенных структур головного мозга. Его главное отличие – появление осознания причинно-следственных связей, систематизация опыта, обеспечение конкретных действий, осмысление бытия в контексте законов причины и следствия. Современные исследователи отмечают, что логическое и магическое мышления мало чем отличаются друг от друга в эффективности познания мира.
Логика хорошо работает в познанном и сориентированном жизненном пространстве.

По сути, логическое мышление – тот же магический обряд, с помощью которого мы вычленяем часть Вселенной и вводим её под воздействие логических закономерностей (всё, что не соответствует закономерностям – не учитывается).

Причем логическое мышление обеспечивает нашу деятельность вне стрессовых ситуаций – вне «новизны», которая нарушает привычный ход вещей. При появлении «новизны» включается мифологическое мышление, которое, кстати, часто может маскироваться под логическое….»

Из книги
«ВЕДЬ И НАШ БОГ НЕ УБОГ, или Кое-что о казачьем Спасе»