Внешний человек

Внешний человек
«Человеком внешним» в традиции Спаса называют плоть человеческую. Глядя на то, как она  ветшает и изнашивается в течение жизни, подобно одеждам телесным, плоть, ...

Внутренний человек

Внутренний человек
ТРИГЛАВ ДУШИ И ОБРЕТЕНИЕ СИЛ Человек «нутренний» как прямое отражение Мира, есть совокупность и нераздельное единство трёх уровней и четырёх начал. Суть наша, - г...

Образ мира в Спасе

Образ мира в Спасе

У каждой вещи есть своя Иста – её совершенный образ, в котором  нет ничего лишнего. У окружающего нас мира тоже есть своя Иста – истинный образ мира, его Первообраз. Из-за несовершенств нашего сознания мы не способны воспринимать истинный образ мира. Но если мы стремимся к утончению и силе, то необходимо сделать его описание. Насколько мы имеем верные понятия об устроении мира  -  насколько успешно мы решаем свои жизненные задачи в этом мире. Чаще всего наши представления туманны, неопределенны, а вот чтобы сделать их рабочими, надо  их закрепить - «накинуть вяхирь» - так называли сеть, которой скрепляли стог сена, чтоб его не унес ветер.

Если мы хотим подойти ближе к Спасу, надо принять тот образ мира, при котором он зародился однажды. К нему относится в первую очередь магическое видение мира, которым обладали ворожеи и кудесники. Мало его принять – надо его сказывать, потому, что сказываешь – в том и живешь, сказами твой мир творится. В далёкую бытность сказывание было уделом жреческого сословия. Сказами они творили мир таким образом, чтобы из него не ушёл Бог.

Образ мира наших далёких предков, в лоне которого и родился Спас,  мифологичен. Их видение мира основывалось не на слепых суевериях, а на глубоком знании законов Вселенной.

Стод  для нашего предка – образ Божьего мира. Как же выглядел мир в те далёкие времена? Упомянем  лишь некоторые из всего множества народных представлений о Божьем мире.

Началом всех начал для нашего далёкого предка представлялось ЯЙЦО. Оно же виделось ему символом обновления и возрождения. В старых преданиях  рассказывается, что «… до рождения света белого тьмой кромешной был окутан мир и был во тьме лишь Род – родник Вселенной.  Был вначале Род заключен в ЯЙЦЕ. Был Он семенем непророщенным, был Он почкою нераскрывшейся. Но конец пришёл заточению…» Яйцо было праобразом Вселенной. Предки учили, что весь Мир подобен огромному яйцу, где скорлупа - небо, плёнка - облака, белок – вода, а желток – земля. Из осколков яйца произошли стати, стихии, из которых весь Мир состоит. Причём вода произошла из белка, огонь из желтка, земля из скорлупы, воздух из яичной мембраны.  Представления о яйце, заключающем в себе упорядоченное пространство, сохраняется в многочисленных сказках.

Среди казачьих родов бытовало предание о сотворении Мира от Сокола Рода, в котором также есть место яйцу. В начале начал, когда мрак покрывал всё, его пронизывало Око. Оно летело ниоткуда и в никуда. Это было Око Рода. Оку хотелось увидеть конец Мрака, но конца – края не было. И тогда Око остановилось. Пустило Оно чистую Слезу - росинку, и из неё  образовалась Первоптица и Первобог – Сокол Род. Его золотое перо осветило тьму. И пустил Сокол пречистую Слезу Золотую. Упала Она на Око, которое стало расти и стало превеликим островом Ирием посреди Мрака. И пустил Сокол другую Слезу Серебряную на остров тот, и стала Она озером Живой воды. И пустил Сокол третью Слезу Изумрудную, и от неё проросли удивительные цветы и густые травы на острове, да вокруг озера.

Тогда снёс Сокол Род золотой желудь. Выросло из него древо, Дуб – Стародуб. И родились на дубе том яблоки бессмертия. Взлетел Род на вершину Древа. Занял своё вечное место, стал думу думать. Потом снёс он два яйца, из которых родились бессмертные Боги Белобог и Чернобог. Велел им Род создать земной мир, в котором будут рядом Добро и Зло, Красота и Погань.

По более поздним представлениям, по «краям света» Земля смыкается с Небом. Начинается Небо на восходе Солнца, и кончается там – где Солнце заходит. Небо -  престол Божий. Оно простирается над Землёй несколькими сводами, расстояние между ними в 12 раз больше, чем между Землёй и нижним небом. В традиции выделяли три, семь, или одиннадцать небес. Это стеклянное, хрустальное, медное, железное, бронзовое, серебряное и золотое. Из семи небес одно видимое, 6 невидимых. За седьмым небом есть ещё и восьмое,  «справедливое», иногда это высшее небо называли «алмазным». Оно «не синее, а красное», и его можно узреть во время грозы.

На каждом ярусе пребывают различные  небожители. Нижние слои были заселены предками, позднее душами святых людей.  Средние ярусы относились к миру Слави, где обитали боги. В более поздней христианской традиции здесь поселены были ангелы. И только на высшем небе находился  Бог, который восседал на своём золотом престоле.

Более подробно о мирах Слави, Яви и Нави вы можете прочитать в разделе «Пространство».

Подлыгало