Внешний человек

Внешний человек
«Человеком внешним» в традиции Спаса называют плоть человеческую. Глядя на то, как она  ветшает и изнашивается в течение жизни, подобно одеждам телесным, плоть, ...

Внутренний человек

Внутренний человек
ТРИГЛАВ ДУШИ И ОБРЕТЕНИЕ СИЛ Человек «нутренний» как прямое отражение Мира, есть совокупность и нераздельное единство трёх уровней и четырёх начал. Суть наша, - г...

Пространство в Образе мира

В священной и  наиболее важной точке мирового пространства, его центре, располагается Мировое Древо. Оно олицетворяет единство всего мира. Вот как его рисует нам древнее предание:

«Ось мира есть святое Древо – ясень. Оно превышает шесть небес и поднимается до седьмого неба, где в своих светлых палатах пребывает бог Сварун. Насколько вершина его высока, настолько глубоки его корни. Простираются они по всему подземному царству Чернобога. Корень его четверолапый: один на восток, другой на север, третий на юг, четвёртый на запад. Мелкие серёжки в его ветвях – Солнце, Месяц, звёзды. Из-под дерева бежит ключ чистой живой воды, которая оздоровляет и воскрешает из мёртвых. У ключа сидят три сестры-предсказительницы. Одна знает, что было, другая – что будет, а  третья – то, что есть. Они ткут всякому судьбу: хорошую или плохую».

Древо есть посредник между мирами, дорога, по которой можно перейти из одного мира в другой. Гоголь в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» упоминает это поверье: «Есть где-то, в какой-то далёкой земле, такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по нём на землю перед светлым праздником…»

В мифологии  Мировое дерево трансформировалось в образы мировой горы, мирового столпа, в более поздние времена – креста, храма, лестницы. Мировое древо присутствует во многих сказках в том или ином виде, например, в виде гороха.

Делит Оно Вселенную в вертикальной плоскости на три части. Это три царства, о которых говорилось выше: Правь (Славь), Явь и Навь. С каждой из частей  связывают определённых представителей животного мира. Кроне соответствуют птицы, чаще всего  орёл или сокол, стволу дерева  - олени, кони, медведи, реже пчёлы, с корнями связывают змей, лягушек и рыб. Горизонтальную плоскость Мировое дерево разделяет на четыре части, выражая представление о времени  - осень, зима, весна, лето или утро, день, вечер, ночь, и пространстве  - север, восток, запад, юг. Кроме того, стороны света осмысливаются как Врата Мира, теснейшим образом  связанные с Мировым древом. Человек является центром Вселенной, а с мирозданием он связан посредством Врат Мира, расположенных по сторонам света. На севере расположены Врата Смерти, на востоке – Врата Жизни, на юге – Врата Любви, на западе – Врата Надежды. Из этих Врат в наш мир постоянно текут потоки Смерти, Жизни, Любви и Надежды, наполняющие наше бытие.

Немного о том, как сакральные представления о мировом пространстве нашли свое отражение в быту. Традиционное жилище казаков, курень, имеет четырёхчастное устроение. Четырёхчастный мир связывают с крестом и поэтому курень называют крестовым. Он  сориентирован по сторонам света, перегородки разделяют  дом на четыре помещения. В месте их пересечения ставится печь, обогревавшая дом, а система сообщения между комнатами позволяет делать обход дома вокруг очага. Благодаря этому курень называют «круглым» домом. Образ куреня восходит к древним временам, когда племя вставало на постой, образуя кольцо, а старейший из них занимал место в  центре круга. В подобном рисунке куреня несложно увидеть мотивы поклонения солнцу и одновременно древнейший обережный символ -  крест, вписанный в круг. Таким образом, традиционное казачье жилище несет в себе священную нагрузку, оберегая своих поселенцев не только от непогоды, но и от угроз со стороны навьего мира.

К особенным местам в доме относятся печь с очагом, подпол с чердаком, потолок с полом, стол, да крыша. Печь с очагом для наших предков священный центр дома, источник жизни и здоровья, место проведения обрядовых и магических действий, направленных на благополучие домочадцев и успехов в хозяйстве. Печь осмысливается как живое существо и соотносится с женским телом, что нашло отражение в многочисленных загадках: «Стоит девица в избе, а коса на дворе» (печь и труба), «Шёл мой до меня, пощупал меня, влез на меня, взбил охоту до роту и слез с меня» (человек греется на печи, прикладывая руки). Место от печи до противоположной стены считается женским. Оно называется бабьим кутом, теплюшкой. Приготовление пищи и поддержание огня  - сугубо женское занятие со множеством предписаний и запретов. Огонь постоянно поддерживают  в печи и сохраняют ночью в виде горячих углей, которые не передают  в другой дом, чтобы не отдать достаток и благополучие. На ночь в печь хорошо положить полено и поставить горшок с водой, чтобы у печи и огня было что есть и пить.

Во дворе пограничными свойствами, где можно соприкоснуться с иным миром, обладает баня и колодец. Баня (истопка) в представлениях  предков, это место обитания демонических существ. В ней совершаются некоторые семейные обряды (свадебные, родильные), проводятся  гадания.

В свадебных обрядах баня используется для прощания невесты с девичеством. Для этого баню украшают ветками. По дороге в неё невеста причитает, прощаясь с волей, а после мытья – благодарит или проклинает баню за то, что смыла с неё красоту и волю. В родильных обрядах баня служит местом изоляции роженицы на время родов и в послеродовый период. Это делается для того, чтобы с ней в дом не вошла сила иная, да не разрушила бы мир человеческий. Ведь родившая женщина остаётся «открытой» для нави ещё до сорока дней, в течение которых она  «нечиста». Остаётся непонятным и то, что за существо пришло в этот мир в ребёнке, душа человеческая или дух враждебный? А значит, пока открыт «тот» мир, душу человеческую, если она заплутала, можно  дозваться, а духа враждебного прогнать.

В окружающем пространстве  выделяют также немало особых мест.  Одно из них – перекрёсток (ростань),  самый опасный участок дороги. На пути обрядовых процессий или отдельных лиц перекрёсток выполняет  назначение границы, где осуществляются действия – обереги, приносятся  жертвы потусторонним силам. В случае, если в семье «не держатся» дети, отец ребёнка приглашает в крёстные первого встречного на перекрёстке. В случае пропажи скота, на перекрёстке оставляют яйца. Желая добыть денег, здесь оставляют чёрную курицу «чёрту». Оставив на перекрёстке любое подношение, домой возвращаются не оглядываясь.

На перекрёстках изгоняют из селения нечистую силу. Например, на Ивана Купалу делают чучело ведьмы, как символ зла,  и сжигают его на перекрёстке со словами заговора. Все предметы, связанные с наведённой порчей (наговорённые яйца, клубки шерсти, клочья волос), выносят на перекрёсток и здесь их сжигают или закапывают. Чтобы избавиться от наведённой на дом порчи, здесь жгут взятую из дома соль, со словами: «Всё плохое, что на дом мой желается да насылается, перекрёсток пусть раскрестит (разнесёт), соль пусть осилит». Желая освободиться от насланных любовных чар, парень относит свою рубашку с солью и хлебом на перекрёсток. Избавляются на ростани от горя – злосчастья, кидая его вместе  с монетами через голову позади себя.

Можно на перекрёстках и наводить порчу. Для этого «расстреливают» изображение человека, которому хотят нанести вред.  Относят на перекрёсток «след» (землю) из-под правой ноги человека со словами невозможности возвращения  «оттуда». Зная такое свойство перекрёстков (что на них избавляются от худого),  здесь нельзя ничего брать. А если вдруг что принесли  - нужно все отнести обратно, а худое «связать» словом:  «Взял, да вернул».

На перекрёстке можно получить чудесные знания, приобрести необыкновенные способности.

Подлыгало

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить