Внешний человек

Внешний человек
«Человеком внешним» в традиции Спаса называют плоть человеческую. Глядя на то, как она  ветшает и изнашивается в течение жизни, подобно одеждам телесным, плоть, ...

Внутренний человек

Внутренний человек
ТРИГЛАВ ДУШИ И ОБРЕТЕНИЕ СИЛ Человек «нутренний» как прямое отражение Мира, есть совокупность и нераздельное единство трёх уровней и четырёх начал. Суть наша, - г...

Растения

Растения в образе мира

Растения являются одной из оставляющих окружающего мира. В жизни предков они, как и всё остальное, получили мифологическое истолкование и нашли своё применение в народной обрядности, медицине и магии. Растения в традиции соотносятся с человеком: они имеют душу (жниву), могут разговаривать, плакать, испытывать страх и печаль. Разделяли растения на чистые (святые): берёза, дуб, вяз, клён, липа, и нечистые (дьявольские): осина, бузина, добрые: дуб, бук, липа, берёза, и злые : ясень, верба, ольха . Очень распространён в традиции мотив превращения людей в различные растения. Растения могут исполнять человеческие желания, открывать человеку дар всеведения, способность становиться невидимым, понимать язык зверей и птиц. Используются растения как в любовной, так и во вредоносной магии. Широко применяются в народной медицине. В этом случае существуют особые предписания для сбора трав относительно времени суток, лунного цикла, календаря.

В дохристианские времена дерево почиталось святым, в виду своей праведной жизни (никому зла не творит), а потому наши предки возносили через него молитвы Богу. Исходя из всего этого, не затронуть представления о «народной ботанике» в описании Образа мира будет значительным упущением.

Берёза является одним из наиболее почитаемых деревьев наших предков. Она защищает от всякого зла, ведь в её листьях обитают Берегини. Береза - солнечное чистое дерево, которое приносит счастье, свет и радость в любой дом. Под берёзой Мария отдыхала с Иисусом, ветки её склонились и скрыли их от преследователей, - говорят в народе. Может взять на себя любые болезни, отведя их от человека. Зеленые Святки, или Семик, - праздник молодой листвы, первых цветов, когда особо чествуют березу. Начинается "русальная неделя", и веселье не утихает ни ночью, ни днем. В этот день промывают отваром из прутьев берёзы весь дом для защиты от болезней и несчастий. Женщины моются в бане с настоем березовых листьев, чтобы снять с себя наносные болезни, восстановить утраченные силы и бодрость духа.

В то же время есть поверья о связи берёзы с нечистой силой, ведь на деревьях со свисающими до земли ветвями в это время селятся русалки. Не равнодушны к берёзе ведьмы и лешие. Эти поверья отразились в запрете сажать берёзу около дома, чтобы на жильцов не напали болезни, а место, где росли берёзы, считается несчастливым для постройки нового дома.

Женская символика берёзы проявляется в обрядах лечения детских болезней: например, веря в магическое исцеление, носили девочек к берёзе, а мальчиков — к дубу. В обрядовых приговорах при сватовстве берёза и дуб выступают как обозначения невесты и жениха - «у вас есть береза, а у нас дуб...». Верили в то, что посаженная близко к дому берёза вызывает женские болезни у его обитательниц. Дерево воспринимается как существо живое, могущественное, способное исполнять женские желания. Девушки могут просить у березы доли для себя, умываться ее соком для красоты и здоровья. Для этого надо принести в лес яичницу, пироги, сесть под деревом, угостить её, а остальное съесть самой и обратиться с заветной просьбой.

Для обережья применяют ипользовавшиеся в весенне - летних празднествах веточки берёзы. Их втыкают под крышу дома, оставляют на чердаке для защиты от молнии, града. С этой же целью на поле втыкают ветку берёзы после Троицы.

В лечебных обрядах применяют ветки, которые использовали в календарных обрядах либо для освещения церкви. Ими бьют больного для изгнания болезни, ведь стегание березовым прутом помогает лучше любого лекаря. Для снятия порчи необходимо помочиться на воткнутую в землю метлу из берёзы. Сильным средством для «передачи» болезни считается хождение к растущей молодой берёзе. С той же целью под нее выливают воду, в которой искупался больной.

Нашла применение берёза и в любовной магии. В одном из «рецептов»березовый прутик надо положить в пятницу на порог, чтобы через него перешагнул объект страсти. После этого прут так, чтобы его никто не видел, кладут в сухое и жаркое место, говоря: "Да сохнет (имя) от любви к (имя), как сохнет этот прут». Это заклинание трижды повторяют.

Подлыгало