СКАЗКА О ТРЕХ СЁСТРАХ ДУШИ И РОДНИКАХ ЖИЗНИ
Казачье предание представляет Триглав души в виде трёх сестёр. В русской волшебной сказке о трёх царствах - медном, серебряном и золотом, - повествуется о том, как герой в поисках трёх царевен отправляется в подземный мир. Здесь он попадает сначала в медное царство, затем в серебряное и, наконец, в золотое. Царевны дают герою по яйцу, в каждое из которых сворачивается по царству. По возвращении героя вместе с царевнами на белый свет из яиц, брошенных на землю, разворачиваются три царства.
Это три мира бытия: НИЖНИЙ, СРЕДНИЙ и ВЕРХНИЙ. Подобное устроение мира отразилось и в человеке, где триглав души – отображение трех миров. Каждому миру соответствует «одна глава» души человека.
И каждая из сестёр правит своим Царством. Имена сестёр – суть: ЖИВА, СМАГА и ТЯМА.
В нижнем, ДОЛЬНЕМ царстве правит животная душа – Жива.
В среднем, УТРЕННЕМ (от слова «утрь» - серёдка) правит чувственная душа – Смага.
В верхнем, ГОРНЕМ царстве правит умная душа – Тяма. У неё были и другие имена. Это Глава и Мудрость.
Все царства расположены внутри «яйца жизни». Другие его названия – «пузырь жизни», «селецкий пузырь». Каждому из царств души соответствуют также три «йодра памерков», или три ядра сознания.
В человеке животная душа – отражение мира Тёмной Нави, чувственная душа – мира Яви, умная душа – мира Слави или Светлой нави…
Существовало в традиции и четвёртое – ТИХОЕ царство, являющееся истинным Домом трёх сестёр, которого «они пока лишены» и в который «они должны однажды вернуться»… Это царство в казачьей традиции есть отображение мира Прави, мира Бога-Творца. Так как Правь находится вне времени и пространства, то отразить Тихое царство в человеке с точки зрения обыденного видения довольно сложно…
Престолы триглава души в человеческом теле соотносились соответственно: Жива спрягалась с животом, Смага – с грудной клеткой, а Тяма – с головой…
Каждое из царств, в свою очередь, имеет свой состав, то есть состоит из трех, как принято сейчас говорить, «энергетических центров». Соответственно, таких центров насчитывали девять.
Старое казачье название этих центров – ИСТОТЫ, где истота – естество, сущность, а может быть и источник, что вполне отражает их предназначение. По крайней мере, иногда из уст наказителя звучало именно такое определение – «истота» в отношении самых обычных родников, что из-под земли бьют. И тем самым он подчеркивал древнейшие представления о том, что все родники начинаются из Единого Источника Жизни, бьющего из-под Алатыря камня.
Когда-то предки учили, что через данные образования в нас, а точнее в наше тело, постоянно из Горнего мира втекает сила Жизни. Поэтому для человека истоты есть источник этой живительной силы.
У восточных славян истоты называли криницами, то есть колодцами. Что также созвучно понятию источника.
Если же говорить применительно к душевному составу, то истоты виделись в традиции Спаса некими пуговками души, посредством которых она либо прикрепляется к телу, либо прикрепляет его к себе. И, соответственно, через них Душа вливает в тело силу Жизни, ибо без Души тело мертво…
В старинных казачьих преданиях о них рассказывалось так: «Живут на человеке девять Божьих истот. И коли меж ними мир да согласие, то появляется над головой такого сяйво (сияние) жёлтое, какое на иконах видишь».
Предания также сравнивали человека со стеблем Божьим, на котором растут и созревают девять зёрен. В другом предании человек – это стручок гороховый, в котором находятся девять горошин.
Еще одно казачье предание уподобляет человека Ирию Небесному, где его позвоночник – ствол Мирового Древа, на котором сидят девять чудесных птиц Божиих, светлых алконостов…. »
Из книги «ВЕДЬ И НАШ БОГ НЕ УБОГ, или Кое-что о казачьем Спасе»
Комментарии
В индийской традиции нечто подобное...
сидит три птицы на дереве...
и пока одна птица ест сладкие плоды, а другая горькие(радостн ая жизнь и жизнь раба...)
третья птица не прикасается ни к одному из плодов оставаясь отрешённой(в Здесь и Сейчас)... она видит всё как есть и её не волнует успех или неудача т.к всё это игры ума, втягивание в суету...