Внешний человек

Внешний человек
«Человеком внешним» в традиции Спаса называют плоть человеческую. Глядя на то, как она  ветшает и изнашивается в течение жизни, подобно одеждам телесным, плоть, ...

Внутренний человек

Внутренний человек
ТРИГЛАВ ДУШИ И ОБРЕТЕНИЕ СИЛ Человек «нутренний» как прямое отражение Мира, есть совокупность и нераздельное единство трёх уровней и четырёх начал. Суть наша, - г...

Внутренний человек

ТРИГЛАВ ДУШИ И ОБРЕТЕНИЕ СИЛ

Человек «нутренний» как прямое отражение Мира, есть совокупность и нераздельное единство трёх уровней и четырёх начал. Суть наша, - говорят старики, - Триглав представляет. Живут в нас три брата: Старший брат – Дух, частица Божия, средний – душа, а младший – чувства, телу присущие. В повседневном нашем состоянии старший брат спит, средний руководит, а младший и вовсе доверчивый дурак, и нет между ними согласия. Только сплотив братьев, то есть овладев тремя головами, человек получает разного рода Силы: земли, неба, огня и воды, где ветер (небо) – это Стрибог, огонь – Перун, вода – Дана, Земля – Велес. Всё это сказано о душе человека.

Душа – особая субстанция, которая обеспечивает жизнь человека. В ней видят нечто отдельное от тела, имеющее своё самостоятельное бытие. Душа вечна. После смерти она переселяется в загробный мир.

В Спасе дальнейшая судьба Души, в отличии от Церкви, видится неоднозначно. У славян вообще этот вопрос долгое время оставался незакрытым. Ещё в 19 веке были отмечены отголоски реинкарнационных представлений, где чаще других встречается такое, что Душа передаётся Богом вновь рождающемуся человеку. Говоря о вере в предсуществование душ, нередко ссылаются на слова из Переславской летописи «из нави дети нас емлют». , также рассказывают о «старой» Библии, где якобы говорилось о перерождении души человека: «Ну вот, теперича грехи простятся – и душа умершего входит в младенца. Вот и вечная жизнь…и она может девять раз в младенца входить».

Иное казачье предание представляет Триглав души в виде трёх сестёр. В русской волшебной сказке о трёх царствах – медном, серебряном и золотом, повествуется о том, как герой в поисках трёх царёвен отправляется в подземный мир. Здесь он попадает сначала в медное царство, затем в серебряное, и, наконец, в золотое. Царевны дают герою по яйцу, в каждое из которых сворачивается по царству. По возвращении героя вместе с царевнами на белый свет, из яиц, брошенных на землю, разворачивается три царства. Это три мира: нижний, средний и верхний. Подобная модель создания мира отразилась и в человеке, где триглав души – проекция трёх миров. Каждому миру соответствует «одна глава» души человека. И каждая из сестёр правит своим Царством, где имена сестёр – суть: Жива, Смага и Тяма. В нижнем, серебряном царстве, правит животная душа – Жива. В среднем, медном царстве, правит чувственная душа – Смага. В верхнем, золотом царстве, правит умная душа – Тяма. У неё есть и другие имена - это Глава и Мудрость. Все царства расположены внутри «яйца жизни». Другие его названия: «пузырь жизни», «селецкий пузырь».

В человеке животная душа – проекция мира Нави, чувственная душа – мира Яви, умная душа – мира Слави. Существует в традиции четвёртое царство – изумрудное (алмазное). Оно есть мир Прави, мир Бога Творца. Так как Правь находится вне времени и пространства, отразить Изумрудно - Алмазное царство в человеке с позиции обыденного видения довольно сложно. Упрощённо его располагают вне человека, вокруг, подчёркивая тем самым, что мир Прави вбирает в себя всё мироздание и в то же время находится вне его. Если быть более точным, то «яйцо жизни» человека подобно небесному своду, имеет семь «твердей», охватывающих всю Вселенную. Изумрудное царство находится за …. седьмой «твердью». Седалища трёх составов души в человеческом теле соотносились с животом, грудной клеткой и головой. Соответственно, Жива сопряжена с животом, Смага - с грудной клеткой, Тяма - с головой.

Возможно, что такое объяснение «царств» в человеке появляется под влиянием христианства, которое изменило древние модели мироздания. К общей для многих народов Евразии трёхуровневой схеме вселенной небо – земля – преисподняя, был добавлен четвёртый уровень – «престол Божий», который находится «вне» и «над» всеми остальными уровнями бытия. В человеческом же теле «престол Божий спрятан за сердцем, и дорога к нему через самую верхушку сердечную ведёт, которая «нусом» прозывается».

В старинных казачьих преданиях рассказывается о дивных божьих птицах Алконостах, что живут на человеке:

На ветви древа золотой,

Окружены густой листвой,

Там птицы вещие сидят

Пути грядущего следят

Звонкоголосые, они

Предвидят будущие дни

И радуют вещуньи тех,

Кому сопутствует успех,

Печалят тех , кому судьба

Ютится в шалаше раба.

Эти птицы имеют свои имена .Они называются истоты . Казачья традиция насчитывает девять истот , расположенных на теле человека в виде креста.

Другое казачье предание об истотах сравнивает человека со стручком гороха. Через истоты в нас постоянно втекает сила жизни, поэтому они есть источники живительной силы. У восточных славян истоты называют криницами (колодцами), что также созвучно понятию источника.

Наравне с истотами бытует другое название – стогны. В русском языке стогна означает площадь, перекрёсток. И то, и другое значение также очень точно характеризуют эти центры. Здесь переплетаются в один узел четыре опоры мироздания: земля, вода, огонь и ветер. Стогны имеют свастичное строение, где каждая часть представлена определённой статью ( стихией).

Вернемся к «Пузырю жизни», который в обычном состоянии напоминает луковицу или маковку церкви. «Пузырь», расширенный снизу и сужающийся сверху, переходит в острие, которое называется «острием духа». В психологи обычным состоянием называют состояние человека в повседневной жизни. Однако бывают минуты, когда душа человека разворачивается. В казачьих преданиях «человек - это цветок солнцев». В особые моменты, в миг озарения, «пузырь жизни» раскрывается подобно цветку. Про такого человека говорят, что «вошел в кураж». А на юге России это именовалось просто - «Спасом»!

Подлыгало

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить