Внешний человек

Внешний человек
«Человеком внешним» в традиции Спаса называют плоть человеческую. Глядя на то, как она  ветшает и изнашивается в течение жизни, подобно одеждам телесным, плоть, ...

Внутренний человек

Внутренний человек
ТРИГЛАВ ДУШИ И ОБРЕТЕНИЕ СИЛ Человек «нутренний» как прямое отражение Мира, есть совокупность и нераздельное единство трёх уровней и четырёх начал. Суть наша, - г...

Время

Здесь и сейчас

 

Всё дело во времени!!! Да, это так. Время и мышление неразлучны. А время  для человека самая сильная ловушка! Сказать для себя, что я и мышление одно и то же – попасть в ловушку времени, то есть оказаться проживать свою Жизнь исключительно через память и ожидание. Это порождает состояние бесконечной озабоченности и поглощения себя прошлым и будущим, что не даёт быть настоящему.

Настоящее пребывает вне времени. По сути, прошлого нет, будущего тоже нет. Есть только настоящее. Прошлое – это след в нашем уме, в нашем мышлении, будущее – это воображаемый настоящий момент. И может в прошлом и будущем нет ничего «плохого», но в Спасе им места не отводилось. Только настоящее ключ к Спасу!!!!!!! Только в настоящем можно выйти за мышление и только в настоящем мы можем прийти в Задумь. Это знают многие. Читали, мол, где – то. Другие дошли самотёком. Но это тайна до сих пор! Старый знахарь, когда говорил нам об этом, часто повторял слова из Евангелия: « Не заботься о завтрашнем дне, ибо день завтрашний сам будет заботиться о своём». А от себя прибавлял: « Прошла минута – она уже не твоя!» Обучая Спасу, старики любили загадывать одну загадку, чтобы подчеркнуть значение своих слов: « Что отсутствует сейчас?» А ответ к этой загадке, как вы уже поняли, прошлое и будущее, или время. « Пока однажды не выйдешь из этого потока времени, Спас будет для тебя всегда ускользающим»: поучал наказитель. « Выйдешь за время – выйдешь в Заумь. Выйдешь в Заумь – увидишь настоящее».

Находясь в ловушке времени, не изменишь свою Жизнь никогда! Ведь любое изменение во мне может быть только в настоящем. А надежда на будущее всё та же ловушка. «Пока не осилишь «здесь и сейчас», твоя Жизнь не поменяется»: любил повторять знахарь.

Здесь к месту вспоминается очень известная песня

 

Время в образе мира

Мировое древо воплощает в себе не только пространственные, но и временные координаты. В русской загадке говорится: «Стоит дуб, на дубу двенадцать сучьев, на каждом сучке по четыре гнезда». Здесь несложно угадать год, двенадцать месяцев и четыре недели. Время, наряду с пространством, является неотъемлемой частью традиционной картины мира.Выделяют природное время, жизненное время и обрядовое время.

Природное время воспринимается сквозь человеческое бытие: каждый цикл имеет рождение, расцвет, увядание и смерть, за которой следует возрождение и новый цикл. Характерно и пространственное восприятие времени: прошлое мыслится как находящееся позади, а будущее – впереди. Для обозначения времени и пространства используются одни и те же слова: юг – полдень, север – полночь. Природное время измеряется четыремя сезонами: весной, летом, осенью и зимой. Для его обозначения в народе использовался календарь, придающий непрерывному природному времени ритуализованный характер (о чём будет сказано ниже). Наряду с праздничным календарём, природное время для будничной прикладной жизни измеряется по фазам луны.

Важный момент в мировоззрении наших предков, связанный со временем, – обновление Мира. В конце каждого года возникает кризисная ситуация, когда обостряется борьба между силами Света и силами Тьмы (Святки). В это время силы Света истощаются, а силы Тьмы набирают мощь и между ними происходит битва, заканчивающаяся неизбежной победой Света и воссозданием мира по образцу первотворения. Велика в этом роль человека, который своими действиями может помочь силам Света.

Не менее важны и другие «пороги», временные промежутки, разделяющие Мир на части. Это зимний и летний солнцеворот, «пороги» зимы – весны, весны – лета, лета – осени, осени – зимы. Равноденствие осеннее и весеннее. В эти временные «пороги» открываются «дыры», через которые могут войти в Мир силы Тьмы и разрушить его. Предотвращая разрушение мироздания, «знающие» люди посредством соответствующих обрядов всякий раз заново замыкают разомкнутый круг Времени, восстанавливают его нормальное течение, обеспечивают непрерывный ход Бытия.

Именно, исходя из тех же соображений, для нашего предка соблюдение праздников и календаря в целом было не пустой формальностью. Народный календарь - часть мироустроения нашего народа, исторически сложившаяся система членения годового времени, организующая обрядовый круг, хозяйственно - бытовую и религиозную деятельность. В его основе лежит христианский календарь, определяющий порядок, состав, иерархию годового времени (праздников, постов, мясоедов). Однако содержательная сторона народного календаря, толкование праздников, сезонов, а также приуроченные к ним запреты, предписания в целом не выводимы из христианского вероучения и являются изначально составляющей язычества. В основе календаря лежит мифологическое толкование времени, различие времени священного, « доброго» и – нечистого, «злого». Определяющими для календарной мифологии считаются представления о необходимости ритуального подкрепления и магического стимулирования природного порядка и самого времени! А также соблюдения посредством обрядовых действий необходимого равновесия с потусторонним миром, от которого зависит земное благополучие. Поэтому календарные «регламентации» отличались повелительным характером и относились к наиболее строгим - ибо «мир порушится».

Праздник – одно из главных понятий народного календаря. Это «священное» время, которое противопоставляется времени повседневному. Праздники же виделись как возможность контакта с сакральным миром и время обновления и починки мира. Они отличаются запретом на определённые виды работ, который вступает в силу накануне праздника после захода солнца. Нарушение запретов, как уже говорилось выше, грозит разного рода несчастиями. К праздникам относятся как и к святым. Имеют они силу оберегов. День недели, на который пришёлся один из крупных «неподвижных» праздников, то есть закреплённых за определённой датой, приобретал на целый год волшебную силу. Его выбирали для удачи в том или ином деле. Воспоминание о празднике могло спасти человека, заблудившегося в лесу. Надо было лишь вспомнить, в какой день недели было Рождество, затем взять земли из - под ног и посыпать на голову. Тогда «заблуд» отпускает человека. Вот и выходит, что соблюдение народных праздников и связанных с ними предписаний, неотъемлемая часть Образа Мира!

Ритуальное содержание праздника, в отличие от будней, составляют посещения церковной службы, походы на кладбище, к реке, к источникам, праздничная трапеза всей семьёй, трактуемая как жертвоприношение; коллективные развлечения и увеселения. Отличается праздник от будней и особой пищей, одеждой, наведением порядка и чистоты. В древности в праздники снимался запрет со свободы сексуальных отношений. В эти дни свободное совокупление за грех не считалось.

Народный праздник, будучи христианским по составу, остается мифологическим по содержанию. Даже «великие» праздники в народном восприятии не смогли обресли свой канонический смысл. Так, Благовещение воспринимается в народе с дохристианским оттенком, как «благая весть» о пришествии весны. Понимание «опасности» праздников также является наследием языческих времён. Праздников боятся не меньше, чем нечистой силы, и защищаются от них соблюдением запретов не менее тщательно, чем от нечистой силы. Через наделение праздников людскими качествами происходит тем самым мифологизирование времени. Их видят как молодых и старых, богатых и бедных, глухих и кривых. Праздники могут сердиться на людей, обижаться, наказывать их за несоблюдение запретов. Но могут праздники помогать людям, «одаривать» их.

Обрядово год разделяется на части с достаточно чёткими границами и внутренним членением. Это: зимние Святки, Масленица, ранняя весна ( недели Великого поста, Благовещение ), средняя весна ( Пасха, Юрьев день, Никола Вешний, Вознесение ), поздняя весна ( Зелёные Святки: Троица и Купала ), лето ( Ильин день, Успение и др. ), осень ( Семёнов день, Рождество Богородицы, Покров и др.), зима ( Андреев день, Варварин день, Никола Зимний ). В основе этих частей природно – хозяйственная деятельность годовых периодов. К крупным праздникам привязываются различные виды хозяйственной и бытовой деятельности, вовлекавшейся, таким образом, в календарный порядок. Каждая часть года имеет свои главные точки - праздники, свои мотивы и поверья. Границы этих частей обставляются как «встреча» и «проводы» соответствующих праздников, с характерным набором обрядов. Отдельный рассказ о календаре представляет собой значительную по объёму тему, полновесное отражение которой здесь не является целью.

Подлыгало