Внешний человек

Внешний человек
«Человеком внешним» в традиции Спаса называют плоть человеческую. Глядя на то, как она  ветшает и изнашивается в течение жизни, подобно одеждам телесным, плоть, ...

Внутренний человек

Внутренний человек
ТРИГЛАВ ДУШИ И ОБРЕТЕНИЕ СИЛ Человек «нутренний» как прямое отражение Мира, есть совокупность и нераздельное единство трёх уровней и четырёх начал. Суть наша, - г...

Смага

Старание враг умения!

staranie-vrag

Смага относится  к так называемым внутренним практикам. А внутренняя работа отличается одной особенностью, о которой необходимо упомянуть. Это мера усилия. Лучшее – враг хорошего, или, как сказал один наш друг: «Старание враг умения!!!»

Не старайся больше, чем это надо. Даже Будда смог достичь просветления, лишь отказавшись от усилий. Наказитель не однократно нам повторял, что всё должно просто случаться, и не надо  тужиться, а то, неровен час, и в штаны наложишь от натуги.

Старание есть та же ловушка. В слове «стараться» мы слышим «стареть», «страдать». В славянских языках слово «стараться» означает «истощаться», «становиться дряхлым», «стареть».  Стало быть, пропорциональность между достижением успешного результата и мерой прилагаемого к тому старания – обратная. Из этимологической картины видно, что тот, кто старается, стирает себя, изнуряет и в итоге, окончательно одряхлев, погружается в смутное оцепенение, парализующее волю разума.

Где сила, там нет усилий! Усилия рассеивают силу! Вкладывая  сил больше, мы однажды сожжём все  их запасы, и усилие наше ослабнет. Чтобы не ослаблять усилие, его надо делать слабее, чем можешь. Это и есть мера усилия, о которой не следует забывать. Нужно быть усердным! А это не одно и тоже со старанием. Усердный – идущий средним путём, путём сердца.

 

Прикладные работы с дыханием

 «Ключи»

Под таким вот странным  названием в казачьем Спасе известны были прикладные работы с дыханием. И относили их к своду Огня. Конечно же, особо разработанной техники дыхания, как, например, на Востоке, в Спасе не было. Тем не менее, на освоение дыхательных упражнений уделялось немало времени и сил.
Своё название работы с дыханием  ведут от традиционного названия лёгких – ключи.  Наши предки видели в лёгких источники с Живой и Мёртвой водой,  которые призваны поддерживать нам Жизнь.  Дыханию предавали  значение исцеляющей Силы, значение  творческой Силы. Вложить Душу и вдохнуть Жизнь, для наших предков было неразделимыми  понятиями. Все прикладные работы в Спасе неизменно связаны с дыханием! Когда старый знахарь хотел заострить наше внимание на тонкостях дыхания, он так и говорил: «Вложите душу!» Можно, наверное, рассматривать, в свете выше сказанного, Ключи именно как ключи ко всем прикладным работам Спаса. Вот это, пожалуй, наиболее важное к работе с дыханием. Всё остальное будет сказано по ходу.
«Внутренний шепот».
Как вы знаете, одно из названий характерных в народе было мумлавец, что означало « шептун». И не зря.  В Спасе существует одна любопытная работа

 

Свод Огня

Свод Огня или покон Перуна  стоит первым среди сводов Смаги. Его предназначение « пробудить» нас от спячки, в которой мы пребываем. На первый взгляд нелепое утверждение. От какой это ещё спячки мы должны пробудиться?  На вопрос, хоть это и неприлично, ответим вопросом. А всегда ли  мы присутствуем в том, что творим? Нет, конечно. Большинство дел выполняются нами не осознанно.  Это и называлось в Спасе сном наяву – сном разума, когда мы вроде деятельны, но большая часть происходящего проходит мимо нашего осознавания. Да и то состояние, когда мы что – либо  делаем неосознанно, нельзя назвать творчеством.  Ибо в творчестве всегда присутствует внутренний огонь, творческое горение, благодаря которому твердь превращается в Ар – плодородную землю.  Осознавание  же вносит этот внутренний огонь в те дела, которыми мы занимаемся.  В традиции Спаса осознавание  называли Царём, или Сарём.

 

Свод Воды

Свод Смаги Воды.
Вот мы и подошли ко второму своду Смаги. Подробно о нём уже рассказывалось. Поэтому повторяться нет нужды. А что возможно было упущено и не досказано, доберётся по ходу. Разве что, подчеркнуть некое очистительное предназначение свода Воды. Вода во все времена и во всех народах была неразрывно с понятием очищения. Если предыдущий свод Огня – это некий свет, то свод Воды – это чистота. Вправины этого свода, подобно воде, должны были очистить  тело, а вместе с ним и определенную часть сознания, «вымывая» из него многочисленные аглыди, а также пасьмы, прикосы, западины, воплощённые в тель. И хотя понятие «очищение сознания» намного шире того же свода Воды, он является неотъемлемой частью этого очищения. Само же очищение сознание настолько велико, что иногда мы не в силах определить его пределы. Ведь вся Жизнь есть освобождение от того что мы имеем, то есть, очищение от тех многочисленных миров, в которых мы живём. Пока же достаточно и того, что уже сказано. Свод Воды – это очищение сознания через тело!
Свод Воды достаточно велик по объёму входящих  в него прикладных работ. Включает он в себя Живу, Векошку, Вейгу, ладки и правки телесные. По своей сути Свод Воды является самым целительским из сводов Смаги. Поэтому он будет особо интересен всем врачевателям. Но не стоит на этом останавливаться и забывать о его глубинном предназначении – подготовке для дальнейших работ нашего основного рабочего инструмента – тела.
Жива.
Жива для наших предков была олицетворением плодоносной силы, юности, красоты природы и человека. Именно силы. И эта сила – есть сила Жизни. Однако в Живе наши предки видели всего лишь одну из струй Силы Жизни, которая призвана

 

Свод ЛАДА

Вне этих сводов и одновременно внутри них находится ещё один  свод Смаги – свод Лада. Старое его название покон Лады.  В народном миропонимании, издревле существовало сокровенное слово для обозначения всего круга небесных и земных явлений, которые впоследствии были объединены под заимствованным из греческого понятием «Космос».  Это слово лад. Лад – исконно русский Космос.  
Лад мыслился предками как единство порядка и любви. Корень «лад» образует слова со смыслом «владеть», «власть». Кроме того, слово «ладно» в древнерусском понимании означало также «равно», «одинаково». Все эти значения неизбежно впитывало в себя и понятие русского  Космоса – Лада,  которое распространялось на всю жизнь, в том числе и на Смагу.
Свод Лада объединяет и уравнивает  все остальные четыре свода,  и объединяет он их через Мир, своеобразную среду, которой сам и является.  Эта среда предками Ладом и прозывалась. Обучая Смаге, её сравнивали  с прудом, в котором обитают четыре рыбины. Этот пруд  их общий дом, и домом они едины. Соответственно пруд – это свод Лада, а четыре рыбины – это своды Огня, Воды, Земли и Неба.                            

Свод Лада не зря идёт как заключение! Он «заключает» Смагу, то есть, закрывает её в некое единое пространство, как и

 

Свод Земли

Вот тело выправлено и отлажено. Можно переходить к следующему своду Смаги. Это  Свод Земли, или покон Велеса.  И его задача укорениться в статях  - первоосновах мироздания.  Сам человек, в воззрениях Спаса, является центром этого мирового здания, или мировой избы, под названием Вселенский пузырь – Вселенной.  А  с самим мирозданием он связан посредством четырёх врат. Уместно будет напомнить, как  видела человека казачья традиция. Один из образов, который она предлагала для понимания нашего мироустроения, это казачий курень.  Обычно это квадратный дом с круговой планировкой.  Перегородки делили его на четыре помещения – четыре мира. Это горница, хата, пальня и комнатка ( кладовка ). Кухня обычно располагалась во дворе. В месте их пересечения ставилась печь, обогревающая дом, а сообщения между комнатами позволяли делать обход дома вокруг очага. При этом печь является центром мира, откуда всё и начинается. Здесь сходятся Земля и Небо, Огонь и Вода. Возможность кругового обхода куреня олицетворяет  круговорот времени, то есть то, что в традиции называли «начало с концом встречается». Курень не простое жилище. Это для наших предков обрядовое пространство.
Подобное видение жилища не редкость в общемировых размерах. Для сравнения, традиционное жилище монголов, гэр – круглое. Круговое движение вокруг него олицетворяет круговорот времени.  Середина гэр носит название галл голомт, - «гол, место огня». Здесь же прибывает огонь ( галл ). Говорит ли это о некой изначально общей пракультуре ариев? Возможно. Но общность здесь налицо.
Человек, как и дом, также должен быть «отстроенным». И началом – начал в человеке является его сердце. Оно источник Жизненной Силы. Через сердце в нас входит Молочная река. Спас видит область сердца человека, как некий светильник – Жагру. Здесь «горит Душа человеческая». Этот «пламень Души» обычно сбивали врагу в бойцовом Спасе.  Сюда же били «в Душу», заставляя Её сбежать из тела, чтобы противник не смог устоять на ногах. Но об этом отдельно в своё время.

Это то место, где нет ни пространства ни времени, и где

 

Страница 1 из 2

<< Первая < Предыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>