Внешний человек

Внешний человек
«Человеком внешним» в традиции Спаса называют плоть человеческую. Глядя на то, как она  ветшает и изнашивается в течение жизни, подобно одеждам телесным, плоть, ...

Внутренний человек

Внутренний человек
ТРИГЛАВ ДУШИ И ОБРЕТЕНИЕ СИЛ Человек «нутренний» как прямое отражение Мира, есть совокупность и нераздельное единство трёх уровней и четырёх начал. Суть наша, - г...

Прикладные работы с дыханием

 «Ключи»

Под таким вот странным  названием в казачьем Спасе известны были прикладные работы с дыханием. И относили их к своду Огня. Конечно же, особо разработанной техники дыхания, как, например, на Востоке, в Спасе не было. Тем не менее, на освоение дыхательных упражнений уделялось немало времени и сил.
Своё название работы с дыханием  ведут от традиционного названия лёгких – ключи.  Наши предки видели в лёгких источники с Живой и Мёртвой водой,  которые призваны поддерживать нам Жизнь.  Дыханию предавали  значение исцеляющей Силы, значение  творческой Силы. Вложить Душу и вдохнуть Жизнь, для наших предков было неразделимыми  понятиями. Все прикладные работы в Спасе неизменно связаны с дыханием! Когда старый знахарь хотел заострить наше внимание на тонкостях дыхания, он так и говорил: «Вложите душу!» Можно, наверное, рассматривать, в свете выше сказанного, Ключи именно как ключи ко всем прикладным работам Спаса. Вот это, пожалуй, наиболее важное к работе с дыханием. Всё остальное будет сказано по ходу.
«Внутренний шепот».
Как вы знаете, одно из названий характерных в народе было мумлавец, что означало « шептун». И не зря.  В Спасе существует одна любопытная работа то ли с дыханием, то ли со словом. Это произнесение заговорного текста «на едином  дыхании», а точнее на едином выдохе. Как говорил наказитель «на задыхании». Это ритуальное произношение текста. Голос при этом изменяется до «внутреннего шепота». При этом происходит глубокий выдох.
Само слово произносится очень быстро, с явным нарушением дыхания. Речь получается невнятная, со всхлипами. Слова будто проглатываются. Потому – то  характерных и называли мумлавцами. Мумлавить –  означает говорить непонятно, невнятно.  А сбой дыхания приводит к изменённому состоянию сознания.  В подобном ключе читали заговоры. Проговаривание заклинания особым типом шепота с заглатыванием слов, так называемой «внутренней речью», вызвано не только мифологическими причинами ( считалось, что слова заговора не должно быть понято присутствующими рядом, иначе оно потеряет Силу!). Здесь имеются психофизиологические объяснения появления специфического типа  произношения текста, вызывающего вхождение человека в изменённое состояние сознания.
Любопытно, что люди, присутствующие при таком заговоре внутренней речью, начинают ощущать некое воздействие физического порядка, которое может выражаться в повышении напряжения тела, легком головокружении ( своеобразном «вращении воронки»), дрожи в теле, боли в тех местах, где есть какие – то физические нарушения.
Возьмите какой – либо текст и произнесите его таким  образом, чтобы он уложился на одном – двух выдохах. Возьмём для примера, текст заговора « на кулачный бой»:
«Да не вышибут кровь, Господи благослови! С восточной стороны пойду я, раб Божий  ( имя ) не с хитростью, не с мудростью, а с Божией милостью. Матушка Пресвятая Богородица, прикажи  мне одесную сторону стати. Господи Иисусе Христе, помилуй мя,  многогрешного раба Твоего ( имя ). Пойду я, раб Божий, из избы в сени, из сеней в ворота; вышел я раб Божий, во чисто поле; иду я путём – дорогою, попадается мне навстречу Матушка Пресвятая Богородица, и стал я Ней просить: « Создай мне с небес дуб – камень, дикое мясо сварить, кости и тело залить; тело  моё затверди, и буди тело моё аки дерево, кости железны, голова чугуна, руда моя медная. Как нет руды из камени, так бы не было из меня раба Божия ( имя ) крови».
Начинайте его шептать « в голос» очень быстро и постепенно сходите на нет. Не стремитесь к ясности произносимого, и даже наоборот.  Да это у вас и не получится. Вначале « внутренний шепот» может даваться вам не просто, но потихоньку вы начнёте  «включаться» в нужное состояние.
Близко по сути к «внутреннёму шепоту» стоит тещё одно дыхательное упражнение Спаса – « Скородышка», или « Короткий дух». Оно стоит на той же основе – на сбое дыхания, и очень просто. Это учащённое дыхание. Скородышка  применялась в основном в бойцовом Спасе. При выполнении упражнений с отягощением, например из разряда Бояры, использовали  учащённое дыхание, делая « усилие» на вдохе.  И предназначение скородышки – вход в «особое» состояние. Нужно только сделать  одну оговорку, при внешней простоте, скородышка может вызывать поначалу значительные сложности.
Подобное  дыхание не является чем – то из ряда вон выходящим. Оно распространено довольно широко. Наиболее известна йоговская Бхастрика ( « кузнечные меха» ). Её назначение – тонизировать тело, задавать правильный внутренний ритм  и открывать сидхи! Это, пожалуй, самое интересное в бхастрике. Под сидхами в йоге понимали сверхъестественные способности. А как вы уже знаете, способности есть принадлежность Души. Дыхательные же упражнения короткая к ней дорожка!
На основе скородышки построены многие  упражнения в боевых системах М. Рябко и А. А. Кадочникова. В системе Рябко, например,   есть такая работа: стоять прямо, руки вытянуты перед собой, два сподручника, ухватившись за них, сдвигают их по своему усмотрению то вверх, то вниз, то влево, то вправо, то по диагонали.  При этом  делают всё это вразнобой.  Одну руку сдвигают вверх, другую вниз. Через две – три секунды меняют направление воздействия на  руку. Задача упражняющегося, используя скородышку,  удерживать руки в пределах изначального положения, то есть, перед собой. Цель – стимулировать  работу обоих полушарий одновременно.
У А.А. Кадочникова  скородышка применяется при беге и носит название «собачье дыхание». Каждую минуту применяется восемь быстрых вдохов – выдохов. Объяснение применения этого дыхания очень просто – это «энергетическое дыхание». Оно восстанавливает  силы. Недаром и в акушерстве технику собачьего дыхания объясняют женщинам перед родами, когда так важно восстановление сил.
К скородышке из – за своей краткости дыхания условно можно было отнести и другой «ключ» Спаса -  Сваргу.  В традиции Спаса бытовало  представление о том, что окружающий нас мир есть живое существо и у него есть своё имя – Сварга. Это наследие дохристианских  времён. Так когда – то в седой древности называли весь окружающий мир – творение Божье. И у этого живого существа есть сердце и оно дышит.  Если  человек и Сварга начнут дышать в едином ключе, и их сердце будет биться всклад, то они станут единым целым и тогда человек обретёт полноту всего окружающего мира, а вместе с этим и силу невероятную.   Сварга позволяет достичь этого. Для сего  надо только «сладить дыхание под жилобой».
 Что это значит?   Лягте  на пол удобно, расслабьтесь, успокойте чувства и только потом обратите внимание на свой пульс.  В старину он назывался  жилобой.  Для этого положите пальцы на лучевую артерию  в нижней трети предплечья, или на сонную артерию на шее. Какое – то время свыкайтесь с жилобоем так, чтобы он всецело захватил ваше  внимание. И когда всё ваше тело начнёт пульсировать, поместите ум в сердце, и после этого надо будет привязать дыхание к пульсу. Вдох соответствует четырём сердечным сокращениям, выдох тоже соответствует четырём сердечным сокращениям. И так, однажды ты увидишь Свет в сердце своём!!!
Это основная «формула» дыхания Сварги.  Четвёрка же означает Солнце.  Известно, что крест является символом Солнца и ему тоже соответствует четвёрка. С Солнцем связаны и другие числа кратные четырём: восемь, двенадцать, шестнадцать. В Спасе привязывали дыхание и под эти числа сердечных сокращений. Но четыре есть основа и это ключ к входу в изменённое состояние сознания - Ясну. Недаром говорили старики, что цель Сварги обрести «сердечный свет». Сварга тесно связана с «обретением сердца», являясь его оборотной стороной.
Здесь мы можем найти пересечение с « умным деланием» исихатов. Мы уже вскользь упоминали об этом выше. Помещение ума в сердце и отлаживание дыхания при совершении «Иисусовой молтвы» считалось у них основным приёмом. При этом каждое слово произносится на один удар сердца и вся молитва укладывается в едином дыхании. Первых четыре слова « Господи Иисусе Христе сыне» произносятся на вдохе, а другие четыре слова « Божий помилуй меня грешного» произносятся на выдохе. Ритмичность повторяемой  молитвы, связанной с дыханием, постепенно приводит к тому, что мысли угасают, а ум успокаивается и пребывает в сердце, где он поначалу встречает лишь «тьму» и кипение страстей, но потом в глубине сердца открывается «неизречённая радость» и свет. Это «осияние» приносит в Душу атараксию ( невозмутимость, глубокое спокойствие Духа ). Это «фаворское преображение» затрагивает и тело, которое преображается Духом.

Лгало