Внешний человек

Внешний человек
«Человеком внешним» в традиции Спаса называют плоть человеческую. Глядя на то, как она  ветшает и изнашивается в течение жизни, подобно одеждам телесным, плоть, ...

Внутренний человек

Внутренний человек
ТРИГЛАВ ДУШИ И ОБРЕТЕНИЕ СИЛ Человек «нутренний» как прямое отражение Мира, есть совокупность и нераздельное единство трёх уровней и четырёх начал. Суть наша, - г...

Свод ЛАДА

Вне этих сводов и одновременно внутри них находится ещё один  свод Смаги – свод Лада. Старое его название покон Лады.  В народном миропонимании, издревле существовало сокровенное слово для обозначения всего круга небесных и земных явлений, которые впоследствии были объединены под заимствованным из греческого понятием «Космос».  Это слово лад. Лад – исконно русский Космос.  
Лад мыслился предками как единство порядка и любви. Корень «лад» образует слова со смыслом «владеть», «власть». Кроме того, слово «ладно» в древнерусском понимании означало также «равно», «одинаково». Все эти значения неизбежно впитывало в себя и понятие русского  Космоса – Лада,  которое распространялось на всю жизнь, в том числе и на Смагу.
Свод Лада объединяет и уравнивает  все остальные четыре свода,  и объединяет он их через Мир, своеобразную среду, которой сам и является.  Эта среда предками Ладом и прозывалась. Обучая Смаге, её сравнивали  с прудом, в котором обитают четыре рыбины. Этот пруд  их общий дом, и домом они едины. Соответственно пруд – это свод Лада, а четыре рыбины – это своды Огня, Воды, Земли и Неба.                            

Свод Лада не зря идёт как заключение! Он «заключает» Смагу, то есть, закрывает её в некое единое пространство, как и вышеприведённый пруд «заключает» живущих в нём рыбин. Но  в  то же время Лад, как среда, первичен, ибо он есть условие для проживания тех же рыб.  Поэтому создание Мира, или, точнее, Образа Мира – это начало и конец!!! При ином раскладе, без соответствующего Мира, все прикладные работы Смаги просто не имеют значения. Смага действенна только в том мире, в котором она создавалась и жила. Многие задают вопрос, зачем возрождать Спас именно сейчас? Если он « сошёл со сцены», значить так надо?  Совершенно верно. Течение времени неумолимо. Ушёл старый мир – ушёл с ним и Спас. Возродить его в современном мире невозможно. Хороша ложка к обеду!   
Но уйти, не значит  умереть.  Спас жив в том старом мире. Вернётся старый мир – вернётся и Спас. Поэтому возрождение Спаса, есть всего – лишь выбор мира в котором мы хотим жить. И всё что мы здесь говорили о Спасе, есть свод Лада.  С самой первой строчки.
В простобытье под Ладом понимали то,  что «мир от порухи сохраняет» и вносит в него Рахунок ( порядок ) – устои.  Под устоями же видели основополагающие  истины – ресноты, как некие законы Прави. Они затрагивали  понятия о Боге, Мире, Роде, Совести, Семье и т.д. Свод Лада как раз и раскрывает  нам сии законы Прави. В Спасе  свод Лада, помимо вышесказанного, воспринимался несколько шире, а именно, как создание «особого» Мира, в котором мы будем жить. Этот Мир, то самое полуритуализованное пространство, которое поддерживает полуритуализованное состояние, которое, в свою очередь, позволяет нам без особых усилий прейти сразу к Действу.
Действо происходит в «обрядовом пространстве», а вся жизнь «знающего» течёт в полуритуализованном пространстве.  И такое пространство делает человека «выше» над другими, которые живут в обычном состоянии Стодоня. Действо, или обряд, можно воспринимать как направленное движение в определённом направлении. Полуритуализованное состояние позволяет быть в этом случае на « пол шага впереди». То есть, характерник, благодаря тому, что  он находится в «особом» мире, всегда чуть – чуть опережает того, кто находится в «профаном» мире, и того, кого он подчиняет своей воле. То же самое можно сказать и в отношении знахаря, совершающего лечение посредством действа. Из обычного мира вначале нужно ещё сделать эти « пол шага» на Межу, а уж потом в Ясну. Если помните, Ясной в Спасе называли стихиальное состояние сознания, а современная психология называет Ясну изменённым состоянием сознания. Любое же действо Спаса возможно только в Ясне – изменённом состоянии сознания.
Этот  полуритуализованный мир, о котором идет речь,  в Спасе называли Саронем – царским миром. А для более глубокого понимания взаимоотношений между  стихиями, Ладом и Саронем, в Смаге  существовал образ ткацкого станка. Лад в нём есть ткацкий станок. Своды представлялись как Небесная, Земная, Огненная и Водяная нить, из которых на этом ткацком станке ткалось единая ткань мира – Саронь. Прикладные работы свода Лада вполне соответствуют  этому образу.
Свод Лада имеет в традиции Спаса и другое название – покон Света белого. Свет в народной традиции воплощение всё того же миропорядка – Лада, красоты, истинности. Имеет ли свод Лада отношение к славянской богине любви Ладе? Или к языческому богу примирения и согласия Ладу? По их созвучию можно конечно сделать такие предположения, но для однозначного утверждения их связи, у нас оснований нет.
Ну вот, вроде вступительное слово сделано. Основные образы раскрыты. Можно приступать и к самим прикладным работам Смаги.  Но перед этим хочется ещё раз предостеречь от того, чтобы вы не попали в ловушку образа самой Смаги. Она для нас экзотика. Это может сослужить нехорошую службу, и мы можем попасть под её чары, озадачиваясь правильностью движений, попадая в плен необычных названий. Но это всё второстепенно.  Основное же в Смаге как раз то, что нам так привычно, так повседневно – сознание и внимание!!! Пусть это и будет положено  «во главу угла»!
Смага относится  к так называемым внутренним практикам. А внутренняя работа отличается одной особенностью, о которой необходимо упомянуть. Это мера усилия. Лучшее – враг хорошего, или, как сказал один наш друг: «Старание враг умения!!!» Не старайся больше, чем это надо.  Даже Будда смог достичь просветления, лишь отказавшись от усилий. Наказитель не однократно нам повторял, что всё должно просто случаться, и не надо  тужиться, а то, неровен час, и в штаны наложишь от натуги. Старание есть та же ловушка. В слове «стараться» мы слышим «стареть», «страдать». В славянских языках слово «стараться» означает «истощаться», «становиться дряхлым», «стареть».  Стало быть, пропорциональность между достижением успешного результата и мерой прилагаемого к тому старания – обратная. Из этимологической картины видно, что тот, кто старается, стирает себя, изнуряет и в итоге, окончательно одряхлев, погружается в смутное оцепенение, парализующее волю разума. Где сила, там нет усилий! Усилия рассеивают силу! Вкладывая  сил больше, мы однажды сожжём все  их запасы, и усилие наше ослабнет. Чтобы не ослаблять усилие, его надо делать слабее, чем можешь. Это и есть мера усилия, о которой не следует забывать. Нужно быть усердным! А это не одно и тоже со старанием. Усердный – идущий средним путём, путём сердца.