Внешний человек

Внешний человек
«Человеком внешним» в традиции Спаса называют плоть человеческую. Глядя на то, как она  ветшает и изнашивается в течение жизни, подобно одеждам телесным, плоть, ...

Внутренний человек

Внутренний человек
ТРИГЛАВ ДУШИ И ОБРЕТЕНИЕ СИЛ Человек «нутренний» как прямое отражение Мира, есть совокупность и нераздельное единство трёх уровней и четырёх начал. Суть наша, - г...

Свод Земли

Вот тело выправлено и отлажено. Можно переходить к следующему своду Смаги. Это  Свод Земли, или покон Велеса.  И его задача укорениться в статях  - первоосновах мироздания.  Сам человек, в воззрениях Спаса, является центром этого мирового здания, или мировой избы, под названием Вселенский пузырь – Вселенной.  А  с самим мирозданием он связан посредством четырёх врат. Уместно будет напомнить, как  видела человека казачья традиция. Один из образов, который она предлагала для понимания нашего мироустроения, это казачий курень.  Обычно это квадратный дом с круговой планировкой.  Перегородки делили его на четыре помещения – четыре мира. Это горница, хата, пальня и комнатка ( кладовка ). Кухня обычно располагалась во дворе. В месте их пересечения ставилась печь, обогревающая дом, а сообщения между комнатами позволяли делать обход дома вокруг очага. При этом печь является центром мира, откуда всё и начинается. Здесь сходятся Земля и Небо, Огонь и Вода. Возможность кругового обхода куреня олицетворяет  круговорот времени, то есть то, что в традиции называли «начало с концом встречается». Курень не простое жилище. Это для наших предков обрядовое пространство.
Подобное видение жилища не редкость в общемировых размерах. Для сравнения, традиционное жилище монголов, гэр – круглое. Круговое движение вокруг него олицетворяет круговорот времени.  Середина гэр носит название галл голомт, - «гол, место огня». Здесь же прибывает огонь ( галл ). Говорит ли это о некой изначально общей пракультуре ариев? Возможно. Но общность здесь налицо.
Человек, как и дом, также должен быть «отстроенным». И началом – начал в человеке является его сердце. Оно источник Жизненной Силы. Через сердце в нас входит Молочная река. Спас видит область сердца человека, как некий светильник – Жагру. Здесь «горит Душа человеческая». Этот «пламень Души» обычно сбивали врагу в бойцовом Спасе.  Сюда же били «в Душу», заставляя Её сбежать из тела, чтобы противник не смог устоять на ногах. Но об этом отдельно в своё время.

Это то место, где нет ни пространства ни времени, и где сходятся все стати Мира: Огонь, Вода, Земля и Небо. Середина в мифологической традиции – символ святости, сосредоточие некоего духовного центра, подчас расширяющегося до масштабов вселенной, помещённого в середине мироздания и окружённого хаосом. Это для нас ясно и понятно, но, тем не менее, это должно быть нами осознанно. Мы должны «приять стати», укорениться в них. В этом случае мы получим возможность получить их силу. Мы понимаем укоренение однозначно. Для нас, очевидно, что корни можно пустить только в землю. Спас же видит укоренение иначе, много глубже. «Пустить корни»  от сердки можно во все Царства мироздания. И через эти корни связать весь Мир в единое целое, а также «впитывать» силу стихий. В этом и есть суть покона Земли. А если зрить глубже, то свод Земли, призван создать через коренение «обрядовое пространство» - требище, точнее, завершить его создание, начало которому было положено в своде Огня и Воды. Об этом надо сказать особо.
Действия знахаря, характерника происходят в неком пространстве, называемом в Спасе обрядовым, и отличающимся особым состоянием сознания. В этом пространстве происходит взаимодействие с Горним миром. А про характерников  говорили, что там они « с Господом дружескую беседу беседуют, оттого и характерные».  Вообще же различали три разных состояния сознания. Повседневное ( профанное ), или то, в котором мы живём повседневно. Ритуализованное состояние сознания ( сакральное ), в котором  творятся обряды - действо. И полуритуализованное состояние. Переход  из обычного состояния сознания  в состояние обрядовое затрачивает большое количество сил. Это дело не простое. Именно поэтому, для облегчения этой задачи, была необходима  «полуритуальность» - состояние ритуализованного поведения, которым так славятся все «знающие», и которого так  боятся обыватели. Это, так называемая, странность «посвящённых» и «приобщённых». Но об этом скажем чуть ниже.
«Обрядовое пространство» продолжает всё ту же тему – создание своего мира. Однако оно не одно и то же что и Образ мира. « Образ мира» некая модель мира, которую мы создали для жизни, а «обрядовое пространство» составляет его серёдку и некое священное место. Это храм нашего мира. Именно «обрядовое пространство» граничит с замирьем. Так вот, в Спасе требовалось создать и носить всё время с собой это обрядовое пространство. Оно было отличительной чертой человека Силы и местом, откуда черпалась им эта самая Сила. Обрядовое пространство – это Мир, в котором есть центр, в котором  от центра Мира тянуться нити во все «Четыре царства Мира»: Царство Жизни, Царство Смерти, Царство Любви и Царство Надежды, в котором есть своя грань.   Но основная черта «обрядового пространства» в том, что  это есть мир, который мне подвластен! А власть моя над ним возможна  через его осознование во всей его полноте.
Для сравнения, в бурятском шаманизме источник силы представляет  собой средоточие всего бытия.  Он обозначался «гол». Основное значение слова  гол – «сердцевина», «сущность». Это слово  составляет корень таких важных  понятий, как гал – « огонь», голомт – «очаг», гол – « река». Огонь олицетворяет эту сердцевину бытия, ибо предстаёт  тем местом, где сливаются Земля и Небо, творя тепло, и шаманы используют его в своих обрядах как образное воплощение этого средоточия, центра.  Понятие гол в значении «река» связано с тем же представлением – иным олицетворением средоточия вселенной служит река Долбор, связующая сознание и соединяющая верхний, средний и нижний миры. В человеке же, гол находится в центре груди. Это центр его собственного сознания – сэтгел. Шаман учится соединять центр своего естества со всеобщим центром, и в итоге постигает, что, куда бы он не пошёл, гол непременно пребывает с ним. В этом разгадка великой шаманской силы.
Понятие «обрядового пространства» сейчас можно встретить лишь в  знахарской деятельности. Но в те далёкие времена, когда «Земля была ближе к Небу», это было обычным явлением. Наше тело воспринималось как некое жилище для Духа. Здесь творилось Действо, и сюда  приходил Бог!!! Был на Руси для этого особый день – неделя, названный впоследствии воскресением, который наши предки Богу посвящали. И сейчас по воскресениям мы продолжаем ходить в храм, чтобы встретится там с Всевышнем, и по сей день в храмах творится священное действо – евхаристия. А раньше храмом было тело человеческое, куда приходил Господь и восседал на престол, которым было сердце человеческое.  Прийти же в сей храм, Бог мог только тогда, когда здесь было чисто и светло. Поэтому блюсти в чистоте своё «обрядовое пространство» и поддерживать в нём «светильник сердечный» - Жагру, было условием богообщения. И в подтверждение этих слов старый знахарь приводил нам евангельскую притчу « О десяти девах».
Был в Спасе и другой образ для свода Земли. С точки зрения пахаря – земледельца свод  Земли призван  заложить «семя» в  програбленную и проборонённую почву. Под семенем понимали сватоженные стати.  Сватожить – связать узлом. Помните сваху, связывающую молодых?  Здесь происходит нечто подобное. Изначальное отношение к своду Земли было как к особым обрядам, призванным «посватать Небо с Землёй, да Огонь с Водой». Несколько раз довелось услышать из уст знахаря,  что это «Свадьба стихий», которая «характерника призвана на белый свет родить». Скорее всего, в этом воззрении Спаса нашли отражения  языческие представления о  свадьбе Матери Сыра Земли и Ярилы: «Жадно пила Земля живоносные лучи и породила человека. И когда вышел он из недр земных, ударил его Ярило по голове золотой вожжой – ярой молнией. И от тех молний ум в человеке зародился».  «Тель наша - суха Земля. Хотя и готова родить, но что она сама сможет, пока на неё не сойдёт  отец – Небо»: так он рассказывал нам о сути свода Земли.