Внешний человек

Внешний человек
«Человеком внешним» в традиции Спаса называют плоть человеческую. Глядя на то, как она  ветшает и изнашивается в течение жизни, подобно одеждам телесным, плоть, ...

Внутренний человек

Внутренний человек
ТРИГЛАВ ДУШИ И ОБРЕТЕНИЕ СИЛ Человек «нутренний» как прямое отражение Мира, есть совокупность и нераздельное единство трёх уровней и четырёх начал. Суть наша, - г...

Бойцовый СПАС

 Бойцовый Спас - это самая известная часть Спаса. Бойцовый Спас не был системой в современном понимании этого слова - это были определенные находки, которые  передавались из поколения в поколение, и в каждом роду могли быть свои. Находки касались не только приемов рукопашной схватки,  сватки с оружием, но и психологии (в плане науки о душе и ее проявлениях). Этим объясняется то, что ныне существуют десятки направлений и школ Спаса. Сохранились названия некоторых видов схватки, которые бытовали в бойцовом Спасе. Итак, бойцовый Спас условно можно  разделить: на Сечу, Дюжу, Рату, а также Харобру.

Сеча - представляет собой рукопашный бой, то есть схватку с применением ударов почти всеми частями тела. Своеобразие ее  в том, что удары да и сама стратегия боя  направлены на то, чтобы сломать привычную картину схватки,  не дать развиться преимуществам соперника, скажем, в силе или быстроте передвижения.

Дюжа - это раздел, который можно назвать борцовским, или борцовской техникой. В ней насчитывается более 40 традиционных приемов, которые в сочетании дают богатейшую технику. Отличительной чертой  является наличие засадных ударов, ударов скрытных и неожиданных. Присутствует также много сваливаний, то есть простых сбиваний с ног, без применения бросков.

Рата - это искусство владения оружием, тем, которое выручало казаков. Чаще всего это  пика и шашка. Отдельная часть  -  владение пластунским Зубом (ножом) и удавкой, которые использовали казаки, ходившие за зипунами.

Хотя и не повсеместно, среди казаков  выделяли  Пихру  (конных)  и пластунов  (пеших), где особое место занимали  Характерники.

Характерники являлись своего рода элитой среди пластунов и выполняли самые сложные задачи. Об их подвигах и удали слагались легенды и многие были не выдумками, а реальными фактами.  Так же можно очень коротко упомянуть о Харобре, как об искусстве казака владеть своими душевными состояниями и способностями.

Если проводить сравнения бойцового Спаса с другими направлениями славянских единоборств, то наиболее близкой к нам традицией является Школа Любков по философскому наполнению и осмыслению, и лишь внешнее сходство имеется с Русским стилем (Кадочникова), Бузой и др.

Многие слышали об удивительных способностях казаков - характерников, умевших поражать окружающих. Не будем здесь об этом повторяться, а расскажем об некоторых чертах этого удивительного учения. В его основе лежат образы. А точнее, способность видеть образы и воздействовать на них.

Что такое образ? Каждый имеет свое представление об этом понятии. В традиции Спаса образ видели как нечто вещественное, имеющее свою плотность и вес.

Образы сделаны из вещества сознания (памерков) и хранятся в его комнатках. И из этих комнат и выливаются наши образы, образы, как поток картинок, образы действий и прочее. Мы движемся по образам, опираемся на них. Любое наше действие - это образ (представление). Примером может послужить обычный удар. Когда мы хотим нанести его, то образ первичен, а затем в него уже вливается сила, которая втягивает за собой и тело. Так как удар целенаправлен, то складывается из образа цели и образа действия. И если исходить из этой представления, то видя все составные части, на них можно повлиять, так как они вещественны.

Например, образ цели можно стереть, можно перенаправить в другую точку. При разрушении образа цели, сам удар потеряет законченность, а человек его наносящий, цельность. В этот момент ему можно нанести поражение без особых усилий. Можно воздействовать на образ действия, подцепляя его и вытаскивая. При этом произойдет разрыв образа с телом, это будет миг, но этого мига вполне достаточно для вас. Множество интересных вещей делали старички - характерники, например, вешали на образ действия тяжесть – вагу. В момент, когда они проделывали данное действие, человек просто не справлялся с собственным образом, и всё его действие ломалось.

Игра с образами давала массу ключиков к воздействию на них. Но как играть? Попробуйте такое упражнение: пусть кто-нибудь выступит в роли борца и попробует вас взять на захват и провести бросок. Вы же смотрите не за телом, а чуть впереди его. Если будете созерцательны, то увидите, что нечто до момента телесного касания уже легло на вас. Это образ цели, с него и надо соскальзывать. Важным здесь является созерцание и чистота выполнения захвата (броска). Все может быть поломано, если человек, выполняющий бросок, будет преследовать множество целей, а не выполнять обычное целенаправленное действие. В жизненном бою нет места лишним мыслям , на это просто нет времени, и лишнее действие тоже может обойтись дорого. Ведь настоящий бой зачастую через мгновение переходит на горло и свалку - каталку на земле. В обучении не должно быть борьбы с целью победить, иначе знакомая борьба не даст выйти за свои возможности. Может быть, у вас просто не хватает видения, тогда образы надо уплотнять, попросив сделать несколько подходов на бросок, но не бросать вас. В этом случае задача упрощается. В итоге все будет зависеть от вашего видения и мастроты.

Возможностей воздействия на образы множество и одним из них является воздействие на жагру (жагра – светильник души и верхний ее огонь). Из жагры в образ вливается сила, когда же мы сбиваем этот огонь, то образ становится пустой. Делается это просто и сложно одновременно. Нужно вытащить огонь из своей груди и этим пламенем сдуть жагру противника. Но как? Вся сложность здесь заключается в том, что своя душа путана – перепутана, и пока не освободишь ее от этих пут, пока она «не засияет», вытащить огонь очень сложно. Может получиться раз, но только раз… А поражения копить не стоит. Поэтому нужно идти опять к основам Спаса - скубить памерки и распутывать узлы, душу сковывающие. А после этого работа с образами не будет представлять для вас каких-либо сложностей.


 

Сеча

Сеча, как и Дюжа, бытовала в казачьей среде, но у нее были свои отличительные черты, которые вытекали из необходимости выживания в схватке. Если Дюжа была борьбой с ударными элементами , то Сеча, проще говоря, это кулачный бой.

Пожалуй, в казачьей среде Сеча была даже более распространена, чем Дюжа, так как Сеча вышла из сабельного боя. Почти все удары в Сече внешне напоминают удары, наносимые саблей или шашкой. Поэтому удар ставился не как в боксе или других единоборствах - на мешках, а чаще всего - с шашкой в руке. Существовало множество способов рубки, однако в Сече были и прямые удары, которые ближе всего к традиционному боксу. Среди ударов рукой выделялись такие, как "в руку","в полруки", "в третьруки". Еще одна отличительная черта - часто удары шли с плечевым накатом, а не с выбрасыванием конечности.

Если говорить про удары ногами, то такого разнообразия высоких ударов, как в восточных единоборствах, в Сече не было. Все удары чаще всего наносились до уровня пояса, так как при ситуации, когда нет времени и сил на лишние движения, эти удары считались самыми эффективными. По названиям и принципам нанесения они часто делились на Брыки, Копытные удары, Укосы, Пластуны (пластунские удары).

Сеча была кулачной схваткой, которая велась на дальнем и среднем расстоянии с противником, но при более плотном контакте в бой включались плечи, таз и другие части тела. Также, как в Дюже, на близком расстоянии часто использовались удары молота о наковальню и засадные удары, это сливало Дюжу и Сечу воедино.

Общая картина схватки была таковой, что противника надо было лишить возможности передвижения за счет пластунения (ударов по ногам). Этим подготавливалась платформа для нанесения рубящих ударов руками (перерубить). Важным считалось алырить и бодять (перехаживать противника) в момент схватки. Широко использовались Оманки (финты, обманки). В Лаве (массовой схватке) казак должен был наиболее быстро свалить противника, смять, тут использовались сбросы и сваливания, это еще сильнее роднило Дюжу и Сечу.

При ведении поединка были и более тонкие вещи, например, на протяжении всего поединка казак должен был держать Меру (веревку), которая, по воззрениям казаков, связывала его с Богом. Внешние проявление этого воззрения - ношение казаками оселедцев. В момент, когда казак падал сраженный, Бог через оселедец забирал его душу. Игрушка, которая олицетворяла постоянное держание Меры - тряпичная кукла или неваляшка, иногда росток. Удары же должны были не просто направлены в тело, а в Куренную избу (опорно-силовой состав). Это и давало казакам делать удивительные вещи во время схватки.

Таким образом, можно проследить тесную связь Сечи с Дюжей и Ратой.


 

Дюжа

Это один из видов Схватки, бытовавший в традиции Бойцового Спаса. По внешнему проявлению этот раздел напоминает борьбу. Но есть и довольно большие отличия, например, в Дюже разрешалось наносить удары, что в классических видах борьбы запрещено. Дюжа, как и Сеча, были рождены для смертельного боя, и поэтому они не имели такого количества ограничений, как современные виды спортивной борьбы или рукопашного боя. Однако для того, чтобы обучаться и не калечить друг друга, некоторые предпочтения и ограничения вводились. Чаще всего заключались договора перед началом схватки или отработки какой-либо «находки». И уже, когда люди достигали определенного уровня, ограничений становилось все меньше и меньше. Однако сам подход занятий был всегда приближен к реальному бою, когда ставкой становится жизнь.

Итак, в Дюже выделяли около 47-49 традиционных приема, однако те формы, которые давались, были не догматичны. Они лишь обучали человека азам, но ни в коем случае не должны были его ограничивать.

Сама же борьба в техническом плане включала: Клёсты (заломы, удушающие), Ямки (захваты), Воротки, подломы, сваливания, засадные удары, Потибоньки (щипки) и множество других еще более специфических действий. В свою очередь, все эти элементы тоже имели свое деление. Классические высокоамплитудные броски в Дюже использовались редко. При ведении схватки использовались разные способы обработки силы, но одной отличительной чертой их была образная составляющая. Примером могут послужить: склинивания, стаивание льда или со льда и др.

Другое название Дюжи - Дюка, так же в некоторых станицах называли медведя, ахотя широкого распространения это слово не имело.

Отличительными чертами схватки в Дюже было малое использование собственных физических сил, амплитуда движений не была размашистой и широкой. В отличие от большинства борцовских техник, где решающим считалось взять в хват и провести силовой бросок, в Дюже существенным считалось Перебодять (переходить), противника и за счет этого выиграть в силе и времени на подготовку дальнейших действий. Большое значение также предавалось правильному построению внутренних опор, которые пронизывают нашу Телегу (физическое тело). И эти опоры мифологически видели как части дома, а ведь не секрет, что в миропредставлении предков человека часто рассматривали как дом (хату).

И вот считалось, что надо увидеть у противника его матицу и воздействовать на нее. Или же наоборот, заставить противника опираться на свою матицу и за счет изменения ее положения управлять его действиями. Итак, схватка начиналась обычно с удара или расклина, под которым противник изменял свое местоположения и ломался, либо выставлял плотность навстречу. В этот момент вся борьба начинала получать поточный характер, но поскольку это все же борьба, то все технические действия производились на самом близком расстоянии. Тут и использовался весь арсенал, включавший в себя и засадные удары, и потибоньки, и многое другое. Назначение же ударов в борьбе было не таким как в Сече, то есть где-то они совпадали, но не везде. Основная направленность ударов в Дюже была на то, чтобы ошеломить противника, дать ему толчок для начала движения, а также сломать образ привычной схватки.

Бытовали разные «находки» в рамках всего Спаса и той же Дюжи, поэтому сразу описать все невозможно, да и многие вещи не передаст даже хороший рисунок, поэтому Дюжу, да и весь Спас, как среду, надо передавать вживую.

 



Комментарии 

 
0 #6 админ 26.08.2013 17:08
Здравствуйте Сергей, обратная связь возможна через раздел Связь настоящего сайта а точнее заполнив форму тут http://kaz-spas.ru/index.php?option=com_ckforms&view=ckforms&id=1&Itemid=15. Книга, а точнее трехтомник в настоящий момент находится в стадии предпечатной подготовки, ввиду значительного объема и большого кол-ва иллюстраций этот процесс может затянутся. Авторизация не работает пока, со временем возможно откроем внутренний раздел, пока это просто закладка на будущее.
Цитировать
 
 
+1 #5 Сергей 11.07.2013 09:34
Ещё вопрос. На сайте есть функция авторизации. Но я не нахожу функцию регистрации. Я плохо ищу или её нет?
Цитировать
 
 
+1 #4 Сергей 11.07.2013 09:32
Очень интересные материалы на сайте. Спасибо! Есть ли какая обратная связь с организаторами сайта, автором материала, единомышленника ми? Вышла ли упомянутая книга? Можно ли её приобрести?
Цитировать
 
 
+1 #3 Лыгало 09.10.2012 11:30
ОБС "Медведь" авторская система В. Мешалкина и то как там расписаны образы, его собственные находки. Может быть это и похоже,но уверяю, это совершенно разные в сути работы. Я думаю, схожесть некоторая вполне может быть, так как Мешалкин брал много материалов у О.В.Величко, но это совершенно разные работы и разное понимание происходящего.
Цитировать
 
 
-3 #2 Алексей 10.05.2012 08:54
По поводу работы с образами. Очень близка система ОБС "Белый Медведь".
Цитировать
 
 
+4 #1 Александр 27.01.2012 06:01
Спасибо, отличная статья, будет ли продолжение?
Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить