Внешний человек

Внешний человек
«Человеком внешним» в традиции Спаса называют плоть человеческую. Глядя на то, как она  ветшает и изнашивается в течение жизни, подобно одеждам телесным, плоть, ...

Внутренний человек

Внутренний человек
ТРИГЛАВ ДУШИ И ОБРЕТЕНИЕ СИЛ Человек «нутренний» как прямое отражение Мира, есть совокупность и нераздельное единство трёх уровней и четырёх начал. Суть наша, - г...

Лечейный СПАС

 

Казачий Спас затронул все стороны жизни казаков: войну, мирный быт, нужду и болезни. Как правило, в каждом доме хранилась святая вода и собранные в положенное время травы, из которых, в случае необходимости, делались настои и отвары для внутреннего и внешнего применения. Но бывали случаи, когда домашнее лечение не помогало. Тогда обращались к «специалистам» - тем, кто обладал особым знанием, Спасом.

По - разному называли таких людей: «знаток», «дока», «ладельщик», «мумлавец», «дед» и «баба». Из-за признака владения силой и знаниями народ нередко объединял их с колдунами. Но разница между ними велика, хотя настороженное отношение к этим людям было всегда и у народа, и у церкви. Колдун - отщепенец веры, не носит креста!

Знахарство считалось преимущественно женским занятием, но владели им и мужчины. А казакам - характерникам без этого знания вообще, как говорится, «не до порога».

Попробуем коротко рассмотреть то, что является Спасом Лечейным (ликовальным).

В традиционной культуре время и место всегда значимы. Лечение лучше проводить рано утром, до восхода солнца, или вечером на закате, то есть в то время, которое является пограничным. Подходящее время также - на нарождающийся месяц, в новолуние.

Место лечения выбирают по принципу рубежа: это порог, пространство около входа в погреб или около окна. Также используют для лечения баню, перекрестки, границы поля.

Применяют следующие приемы для лечения: обмывания, обливания, обрызгивание водой или напитками, втирания «наговоренных веществ», окуривание дымом и много, много других способов изгнать хворь.

Особой силой обладает веревка с завязанными на нее узлами. Если человек страдает от боли в пояснице, то знахарь укладывает его на порог отворенной двери, лицом вон из избы, затем кладет ему на поясницу березовый веник, направляя его прутьями в сени, и тихо ударяя обухом топора, приговаривает:

- Секу-секу, присекаю, рублю-рублю, прирубаю…

- Что, дедушка (бабушка), сечешь? - спрашивает больной.

- Ужим секу.

- Секи, до гораздо, чтоб не было его!

И так вопросы и ответы повторяются по нескольку раз, чаще всего три. После чего знахарь бросает топор и веник в сени, трижды туда плюнув.

Особую роль и значение в целительной практике играет соль. Ее пережигают в печи, произнося при этом молитву. Эту соль добавляют в еду, в тесто.

О Лечейном Спасе можно сказать, что он очень схож с простым деревенским колдовством. Да и бытует в той же среде. Но самому искусству лековать не научишься путем приобщения, а только посредством прямой передачи.

В такое время, как сейчас, когда что ни плюнь - попадешь в целителя, рассказывать о Лечейном Спасе непросто.

Что же такое лечейный Спас? Для большинства, это деревенское колдовство и суеверие. Наука с презрением относится ко всем этим дедовским штукам. Но и сегодня можно найти немало людей, обращающимся к дедам и бабкам, которые с успехом «загрызают» грыжу, изгоняют кликсы(плач) у детей. И в этом с успехом конкурируют с современной медициной. Тут можно и задуматься! Что-то же стоит за этим явлением? Иначе все бы эти знахари и доки канули в лето… И, действительно, стоит - это многие поколения народного наблюдения за человеком, не только как за биомеханической машиной, но и за душой! А мир души настольно огромен, что объять его просто невозможно. Но можно начать жить по законам души: леча душу, восстановишь и «телегу» души,то есть тело. А можно лечить тело, помогая душе - все взаимосвязано.

Приведем здесь одну сказку и один обряд на случай заболевания ребенка.


Сказка про прозорливого знахаря

Жили в одной деревне казак с женой. Пока молодые были - хорошо жили, а как старость подошла, так и стали браниться почем зря. Что бабка не скажет, все не так деду, и бранятся, пока внуки не прибегут. И, наоборот, дед что нить задумает, а бабка давай его понукать, да еще поколачивать. Так и жили, как кошка с собакой. И вот в один день, после очередной брани, бабка думает: "А пойду я к знахарю, пущай наведет снадобий для деда. Может и полегчает".

Заходит она к знахарю, не успела порога переступить, как давай деда своего костерить, на чем свет стоит. Слушал знахарь, слушал и говорит:

- А ты и с дедом так разговариваешь?

Бабка сверкнула глазами и отвечает:

- Как разговариваю? Это он со мной говорить не может! Старый стал и из ума выжил!

Подумал знахарь и пошел к другую комнату, приходит, а в руке банка с водой.

- Вот тебе банка с водой, вода сильно заговоренная. Ты, как дед браниться надумает, набери ее в рот и держи, пока дед бухтеть не перестанет.

Пришла бабка домой, а дед ее ругать начинает: «Где была?! Чаго делала?!» - а бабка набрала в рот воды заговоренной и стоит, смотрит, что же с дедом будет. Побухтел дед, да перестал. Так у них и повелось, подействовала водичка. Жили они еще долго и больше не ругались.

Эта сказка показывает, что многие вещи решаются на самом деле не только за счет «магических» сил, но и благодаря здравому смыслу и прозорливости.

Однако болезни требуют зачастую другого подхода, а именно знания обрядовой стороны дела, и того, как изгнать болезнь, поскольку болезнь для народа, это присутствие иного духа в теле больного, духа болезни. Обряд перепекания ребенка для его дозревания, когда младенец рождается физически слабым, проводится следующим образом:

В семье, где слабый ребенок (малый), мать на вечер не топит печь, оставляет ее потухшей и только слегка теплой. К вечеру к ней заходит знахарка и говорит в восточное окно:

- Кто, кума, у тебя в избе?

- Я (имя)

- А что, боле нет никого?

- Не одна я, кумушка, ох не одна. Приключилось горе горькое, болезнь (название) пришла.

- А ты выкинь ее ко мне!

- Я бы рада, да невмоготу!

- А почему же?

- А если выкину, то и дитя придется выкинуть, ведь болезнь (название) в нем сидит.

- А ты детё в печи запеки.

Далее ребенка кладут на лопату для хлеба и задвигают в печь, а затем вытаскивают. В это время знахарка обегает дом по солнцу и спрашивает снова:

- А что это ты, кума, делаешь?

- Болезнь запекаю!

- А ты «Ваньку» не запекай!

- А я и «Ваньку» не пожалею!

- А ты «Ваньку» не запекай, а мне продай!

Последний диалог повторяется еще два раза (всего три), и каждый раз знахарка бегает вокруг дома. Потом мать протягивает ребенка в окно, а в обмен получает монету."Купленного" ребенка уносят на ночь в чужой дом.

С восходом солнца лечейка стучится в дверь и отдает ребенка обратно матери.

Не пытайтесь повторить данный обряд, так как простое копирование может повлечь серьезные последствия.

Для детей постарше (от трех лет) используется обряд продажи ребенка второму отцу, чаще всего крестному.

Подлыгало

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить