Внешний человек

Внешний человек
«Человеком внешним» в традиции Спаса называют плоть человеческую. Глядя на то, как она  ветшает и изнашивается в течение жизни, подобно одеждам телесным, плоть, ...

Внутренний человек

Внутренний человек
ТРИГЛАВ ДУШИ И ОБРЕТЕНИЕ СИЛ Человек «нутренний» как прямое отражение Мира, есть совокупность и нераздельное единство трёх уровней и четырёх начал. Суть наша, - г...

О сказке в СПАСЕ

o skazke1

Особое слово надо сказать о сказке. Ибо без неё мироустроение, в котором живёт Спас, не может быть законченным. Ведь без неё, то есть без сказки, дорогу в Спас не отыщешь, это единственная дорожка туда! Так поучали наставники в Спасе.

Так что же сказка значит для Спаса? И почему без неё не сыскать дорожку в бездорожное?

Сказка – это связка, сказка – это складывание. Сказывать сказку означает в первую очередь связывать или складывать слова и предметы. Недаром в русском народе сказочником называют человека, который не только помнит содержание сказок, но умеет их излагать складно – согласно пословице «Красна песня ладом, а сказка красна складом». Под складом в данном случае имеется в виду стройное и нерасторгаемое сплетение слов и образов.

 

Почему так? Потому что сказка сама по себе священна. Это не простая забава. Сказка изначально была особым видом священного действа. Язык сказки – это священная речь, и нарушать её строжайше запрещалось. Показательно старинное присловие: «Сказка сначала зачинается, до конца читается, в серёдке не перебивается». На Руси в старину, перед тем, как рассказывать сказку, говорили в виде предупреждения: «Чур, сказку не перебивать, а кто перебьёт, тому змея в горло заползёт!»

o skazke2

Волшебные сказки рассказывались не разговорным, но «особенным голосом» и «особенным образом», то есть гласом отрешённым, далёким от обыденной жизни. Они рассказывались медленнее и размереннее, чем мы говорим обычно. В изложении сказки принимали участие вздохи и остановки рассказчика, намеренная текучесть и певучесть. Это «особенный голос» чародейства.

По своей сути сказывание сказки стоит близко к заговорной традиции предков. Рассказчик стремился произвести воздействие на слушателей и на силы этого мира, чего нельзя достичь обычным голосом. Он уводил слушающих своим гласом в иномирье, на «тот свет». И в какой-то миг слушатель мог ощутить себя вроде как спящим наяву, и это действительно было так. Человек, «не моргнув глазом», оказывался в самом действе сказки благодаря сну наяву, где расправлялась его Душа. Подобные «приёмы» были частью Ведогони, хитрой «науки» сновидений наших предков. 

o skazke3

Таким образом, обращаясь к снам наяву – грёзам, наказители выводили своих выкормышей в яростный мир, «разливая» его перед учеником, чтобы они «опалились» и «закалились» там. Во время же народных празднеств в те далёкие времена сказочники «водили» весь мир (люд) в сказку, чтобы тот оздоровился и не зачерствел Душой. 

 o skazke4